Share

ПРОЕКТ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС»

ПРОЕКТ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС»   Проект направлен на подготовку детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к инклюзии в общеобразовательные школы г. Саратова. СТАТИСТИКА > Более 10 млн человек в мире с…

 
Нужно 5 820 000 руб.

Инклюзия -это сплетение и сочетание, а не вкрапление меньшего в большее

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране до недавнего времени людей с инвалидностью не существовало, иметь ребенка инвалида было, едва ли, не постыдно. И сейчас зачастую можно слышать «о грехах», о «неправильном образе жизни», за который нам даны наши дети. Еще совсем недавно от детей, рожденных с той или иной патологией, настоятельно предлагали отказаться сотрудники родильных домов. Да и сейчас время от времени можно услышать подобное.DSC_7675

Россия лишь недавно вступила на путь создания условий для инклюзии людей с ОВЗ и ментальными нарушениями в частности, в общество.

По данным опроса ВЦИОМ 67% россиян считают что, в нашей стране нет равных условий для инвалидов в трудоустройстве и образовании. Острее всего проблему воспринимают люди, имеющие вузовский диплом (73%).

Для детей с ОВЗ постоянно пытаются создать «специальные», как правило, закрытые условия. Однако дети, растущие среди здоровых братьев и сестер, друзей, сверстников развиваются гораздо лучше, чем помещенные в «специальные условия». DSC_8655Взаимодействие с обществом для них жизненно необходимо. Необходимо учитывать и тот факт, что если здоровые дети и дети с ОВЗ будут расти рядом, в будущем, возможно, будет меньше взрослых со страхом и предрассудками относящихся к людям с ОВЗ.

Статистика такова, что в США и Европе до 90% детей с ОВЗ в том числе с ментальными нарушениями успешно социализируются в среде сверстников. А школа считается инклюзивной только если там созданы условия для обучения детей с ментальными нарушениями. У нас статистика противоположна.

К сожалению, в данный момент инклюзия понимается как создание безбарьерной среды, т.е. построение пандусов, лифтов и т.д. для беспрепятственного передвижения. А далее подменяется интеграцией, т.е. процессом установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами. Система при этом остается неизменной, а ребенок либо адаптируется к ней, либо становится неприемлемым.

Инклюзия же это в первую очередь процесс постепенного контролируемого увеличения степени участия ребенка социуме, его реальное включение в активную общественную жизнь. При этом система адаптируется к ребенку, а ребенок остается самим собой.DSC_8292

Инклюзия процесс достаточно дорогостоящий ведь для создания условий для постепенного контролируемого процесса нужны и квалифицированные специалисты, и методики, и время, но страны где проблемами людей с ОВЗ начали заниматься давно, посчитали что чем раньше и активнее осуществляется контролируемое «включение», тем дешевле будет обходится социальное обеспечение человека в будущем.

Инклюзия – благо для всех, возможность для гражданского общества на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека не зависимо от состояния его здоровья, пола, расы и т.д.

Часто противники инклюзии говорят, что дети жестоки, как животные, и дики, как дикари, по отношению к другим детям и, в особенности, к больным детям. Если в этом утверждении и есть правда, то она становится правдой только после того, как взрослые научат детей быть жестокими. Дети не рождаются преисполненными страхами, предубеждениями и предрассудками. Они обучаются этому, и их учителя — мы, взрослые. Дети рождаются с принятием образа жизни.DSC_7889 Небо голубое, у одних детей рыжие волосы, у других детей зеленые глаза, третьи дети быстро двигаются, а некоторые не могут двигаться. Они учатся задавать вопросы «почему?» быстро, как только научатся говорить, но они принимают ответы взрослых за абсолютную правду, какими бы они не были. Часто они учатся, не задавая вопросов, а просто слушая то, о чем говорят между собой взрослые…» (Глен Доман «Что делать, если у Вашего ребенка повреждение мозга?»)

По данным ВЦИОМ у 30% россиян есть инвалиды среди родственников и друзей, но даже среди этих респондентов, каждый десятый не хотел бы видеть рядом со своим чадом ребенка-инвалида. Особо чувствительными оказались родители Санкт-Петербурга и Москвы. Здесь 40% опрошенных не стали бы отдавать детей в один класс с инвалидом.

Дети так относятся к людям с особенностями, как к ним относимся мы. И если мы будем проявлять терпение и терпимость, то и наши дети будут делать тоже самое. Проблема, прежде всего, в нас взрослых в наших страхах и предубеждениях.

Мне бы очень хотелось, чтобы взрослые объясняли детям «особенности» других детей примерно так: «он такой, и ему нравится играть именно так, а не как вы», «он громко и радостно кричит при виде чего-то потому что это ему очень-очень нравится», «он закрывает уши потому что этот звук ему не приятен», «он не понимает тебя, давай попробуем по-другому», «не надо заставлять его играть, захочет – сам с вами поиграет».

И было бы здорово, если бы взрослые сами в это верили.

 

Share