ПРОЕКТ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС»
Проект направлен на подготовку детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) к инклюзии в общеобразовательные школы г. Саратова.
СТАТИСТИКА
> Более 10 млн человек в мире с РАС.
> Более 22 тыс. детей в России, 90% – не адаптированы к жизни в социуме.
> Более 450 семей в Саратове воспитывают детей с РАС.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
> Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство.
Одни из самых больших трудностей для детей с РАС – социализация, овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
> Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в активную общественную жизнь. > Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
> Ресурсный класс — это помещение в школе, где ученики с ОВЗ, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями.
Аутизм загадка XXI века. Аутисты очень разные: говорящие и не говорящие, одаренные, с умственной отсталостью, бегающее на носочках, кружащиеся на одном месте, машущие руками, громко плачущие в общественном месте. Многие из них сильно зависят от своего окружения, ежедневного распорядка, от привычной еды. И первоочередная задача его родных и близких – расширить их круг интересов, научить жить в нашем мире.
Аутизм заболевание не смертельное, от него не умирают быстро. От него умирают долго и мучительно в ПНИ (психоневрологический интернет) после смерти родных и близких, обеспечивающих постоянный предсказуемый режим, умеющих прекратить истерику, понимающих не говорящего человека, умеющих объяснить так, чтобы смог понять тот, у кого понимание речи ограничено.
ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Класс делится на несколько зон – для индивидуальных и групповых занятий, а также для перерывов и отдыха (сенсорной разгрузки). Помимо учителя, в классе работают тьюторы. Тьюторы являются индивидуальными «помощниками» детей на протяжении всего учебного года. Они помогают выполнять занятия на уроке, сопровождают их в школе, поддерживают при взаимодействии с другими детьми в обычных классах. В команду специалистов ресурсного класса также входят супервизор, логопед, дефектолог.
«Включение» в обычный класс происходит для каждого ребенка в индивидуальном режиме, и по срокам, и по продолжительности пребывания в нем, и по выбору уроков, на которые ребенок будет ходить. Это происходит только тогда, когда ребенок способен присутствовать на уроке, не нарушая его хода и нормального образовательного процесса.
Модель «ресурсный класс» существует в России уже более 5 лет и успешно функционирует в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону и Белгороде.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА
> Количество ресурсных классов – 2.
> Количество детей с РАС, обучаемых в ресурсных классах – 10 человек.
> Количество специалистов – 16 человек. > Базовые образовательные учреждения: МОУ СОШ № 84 (г. Саратов, ул. Южно-Зеленая, д. 11а), МОУ СОШ № 57 (г. Саратов, ул. Перспективная, 29)
> Запуск проекта – 1 сентября 2019 года.
> Необходимое финансирование проекта 6 765 000 рублей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап «Подготовительный» (1 июля 2018 г. – 31 августа 2019 г.)
> Формирование целевой группы проекта (10 детей). Создание родительского комитета.
> Подбор кадров (10 тьюторов, 4 учителя, 2 логопеда, 2 дефектолога). Кандидаты будут отбираться из выпускников профильных факультетов СГУ им. Н.Г. Чернышевского, СГМУ им. В. И. Разумовского, специалистов с соответствующей специализацией и опытом.
> Обучение преподавателей по программе подготовки специалистов прикладного анализа поведения BCaBA – 4 модуля (1 год).
> Подготовка необходимой документации.
> Приобретение оборудования (мебель, ПО, видео и фотоаппаратура, методические пособия).
> Подготовка 2-х классов к началу учебного года.
2 этап «1 год обучения» (1 сентября 2019 г. – 31 августа 2020 г.)
> Обучение 10 детей по индивидуальным программам.
> Обучение родителей в рамках «Образовательной программы для родителей».
> Отработка модели «Ресурсный класс»
3 этап «2 год обучения» (1 сентября 2020 – 31 августа 2021 г.)
> Продолжение отработки модели «Ресурсный класс».
> 10 детей с РАС будут интегрированы в обычный класс общеобразовательной школы;
> Рассмотрение возможности открытия новых классов.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ЭТАПА НЕОБХОДИМО 1 800 000 РУБЛЕЙ.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 2 ЭТАПА НЕОБХОДИМО 4 965 000 РУБЛЕЙ.
ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАССОВ ЕЖЕГОДНО НЕОБХОДИМО 5 820 000 РУБЛЕЙ.
«Таблетки, операции или какой-то иной процедуры, способной вылечить аутизм НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть лишь труд в формате 24/7 родителей и специалистов на протяжении долгих лет, и даже это не гарантия полной социализации. Но вероятность того, что человек с аутизмом найдет себя в этом мире тем больше, чем больше знаний умений и навыком мы ему дадим.
Но здесь возникает следующая проблема. Ребенку с аутизмом сложно адаптироваться в обществе сверстников, поэтому зачастую они не могут посещать обычные кружки и секции, им необходимы специальные условия, в которых они могли бы научится коммуницировать с педагогом, тренером и окружающими детьми.
Именно таким местом и призван быть РЕСУРСНЫЙ КЛАСС, специально обученный педагог и индивидуальный ТЬЮТОР для каждого ребенка. Тьютор своеобразный «переводчик» с нашего с вами языка на язык особенного ребенка, человек, который может адаптировать сказанное педагогом для ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. Задача любого тьютора — минимизировать свою помощь ребенку, научить его понимать этот мир без «переводчика», помочь ребенку включиться в такой сложный для него мир.»
Наши дети не умирают, но без Вашей помощи они не смогут жить. Помочь проекту!